В российских самолётах появится спутниковый интернет, но не скоро
Российская компания «Бюро 1440» разрабатывает Wi-Fi-терминалы для самолётов «Сухой Суперджет» (SJ-100), МС-21 и Ту-214, которые позволят пассажирам пользоваться спутниковым интернетом во время полёта. Об этом стало известно из сообщения «Ведомостей», ссылающихся на выступление Алексея Шелобкова, генерального директора «Икс холдинга», на форуме «Телеком 2025».
По словам Шелобкова, требования к разработке терминалов были предоставлены производителями самолётов. В «Бюро 1440» уточнили, что требования «очень объёмные» и включают в себя не только габариты и энергопотребление, но и соответствие отраслевым стандартам, таким как ФАП-21. Компания запросила у авиапроизводителей информацию об объёме трафика, потребляемого пассажирами, географии покрытия и количестве самолётов, которые необходимо оснастить терминалами. Однако сроки разработки пока не разглашаются.
Авиационная версия терминала основана на стандартном решении «Бюро 1440», и сейчас идёт работа по её адаптации. «Нужно быть реалистами – это займёт лет пять», — отметил Шелобков, объясняя это строгими требованиями к безопасности и сертификации в авиационной отрасли.
Аналитик Алексей Бойко подтвердил, что к оборудованию для самолётов предъявляются более жёсткие требования, чем, например, к оборудованию для поездов. Особое внимание уделяется безопасности, массогабаритным характеристикам, радиочастотной и электромагнитной совместимости. Также оборудование должно быть устойчивым к вибрации, перепадам температур и давления. Кроме того, потребуется международная сертификация.
Леонид Коник, генеральный директор группы компаний ComNews, отметил, что к спутниковым антеннам для самолётов предъявляются аэродинамические и массогабаритные требования. Они должны быть плоскими, обтекаемыми, достаточно большими для приёма сигнала и при этом лёгкими, чтобы не увеличивать расход топлива.
Сергей Пехтерев, акционер компании «КА-Интернет», подчеркнул, что важны также энергопотребление, пожаробезопасность и отсутствие радиопомех для другого оборудования на борту.
Коник также указал на потенциальную проблему: для запуска услуги спутникового интернета авиакомпании потребуется оснастить соответствующим оборудованием весь свой авиапарк, что может быть затруднительно в случае с импортными самолётами. Оснащение таких самолётов без согласования с производителями «почти невозможно», отметил эксперт.